Межпоселенческая центральная библиотека - год театра
Пятница, 19.04.2024, 07:09
Приветствую Вас Гость | RSS
Besucherzahler
счетчик посещений

МБУК МЦБ Азовского района

Меню сайта
Библионочь 2020
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Яндекс Метрика

год театра

      2019 год пройдет в России под знаком театрального искусства. 

    Театр играет огромную роль в жизни человека. Помогает в формировании

    его личности, его взглядов на жизнь, восполняет человеческую потребность

    в прекрасном. Сергей Дягилев, Анна Павлова, Владимир Немирович-Данченко,

    Федор Шаляпин, Олег Ефремов, Михаил Ульянов, Юрий Любимов….

    Можно перечислять до бесконечности фамилии и имена людей, которые считаются

    гордостью России, которые сделали наш театр самым лучшим в мире и являются

    кумирами миллионов. О развитии и поддержке этого вида искусства говорили давно:

    еще в 2011 году была разработана концепция развития театрального дела и принята

    программа ее реализации до 2020 года.

    28 апреля 2018 года Президент РФ подписал

    Указ «О проведении в Российской Федерации Года театра».

    Торжественное открытие Года театра состоится 13 декабря 2018 года,

                                                                                              

                                                                                                     

       История зарождения театра России

 

Русский театр ведет свое начало с древности. Его истоки — это обряды, праздники, связанные с языческой культурой славян. Они сопровождались магическими действиями, песнями, плясками, заклинаниями. В представлениях принимали участие ряженые, которые изображали вымышленные мифологические существа, языческих богов и т.д. В истории русского театра принято выделять несколько этапов. Первый этап начинается с формирования родового общества и длится до XVII вВторой этап завершается созданием постоянного профессионального театра в середине XVIII в. Следующий период — с конца XVIII в. до начала XX в., который ознаменовал появление режиссерского театра и новых эстетических концепций.

 

Первый этап — самый длительный в истории русского театраНи один праздник на Руси не обходился без театрализации. Сначала это были простые представления, в которых принимали участие целые деревни, позже они превратились в народные драмы. Магический элемент уже терял свою силу и значение — зарождались элементы коллективного творчества. Первоначально представления были хороводного типа, в них преобладала монолитность драматического и хорового действия. Все это сопровождалось диалогами и монологами, песнями, которые наполняли представления нужным смыслом. Известны так называемые русалии, которые проводились при встрече весны и представляли собой действа с участием ряженых в бесов и другую нечистую силу. Они существовали вплоть до XV в., когда смысл «русалий» существенно поменялся.

На Руси, как упоминается в летописях, существовали скоморохи — бродячие певцы, музыканты, дрессировщики, акробаты. Многие связывают становление театра на Руси именно с появлением скоморохов. Отношение к ним было неоднозначным: с одной стороны, их воспринимали как носителей языческой культуры, с другой — как шутов с налетом светскости. Скоморохи были талантливыми и разносторонними исполнителями. Они умели играть на инструментах, исполнять песни, разыгрывать сценки, изображать зверей и птиц и т.д. За ними прочно закрепилась слава острословов и насмешников — представления, в которых принимали участие скоморохи, всегда искрились юмором или сатирой, создавали у зрителей веселое настроение. Выступления скоморохов были неотъемлемым элементом любого праздника: их приглашали выступать во дворах князей, бояр, они давали представления и на улицах, площадях, ярмарках, вовлекая в действо зрителей. Позже скоморошество подверглось преследованиям и гонению, так как церковь приравнивала их к язычникам и карала наравне с ведьмами и колдунами.

 

Первым профессиональным театром в России стал общедоступный театр в Ярославле,созданный актером-любителем и знатоком драматургии, театра и театральной машинерии (совокупность театральных механизмов), купцом Ф.Г. Волковым (1729-1763). В 1752 г. театр по изволению императрицы сыграл свои спектакли в Царском Селе(«Хорев, Синав и Трувор», «Гамлет» А. Сумарокова и «Комедия о покаянии грешного человека» Д. Ростовского); актеров во главе с Волковым отдали в шляхетский корпус на обучение играть трагедии, а через четыре года, в 1756 г., опять-таки по указу императрицы, ярославский театр стал официально именоваться «Русским для представления трагедии и комедии театром»Репертуар театра составляли русские драматические произведения (преимущественно пьесы Сумарокова).

 

 

 

ЦИТАТЫ о ТЕАТРЕ

 

а) Цитаты не из Интернета

Если ты хочешь наслаждаться искусством, то ты должен быть художественно образованным человеком.

К. Маркс

 

Если меня спросят, что самое главное, основное в драматургии, - я отвечу – язык… В пьесе часто в одной фразе должно содержаться то, что в рассказе потребовало бы целой главы

К. А. Тренёв

 

Драма – «это высший род поэзии, венец искусства».

В. Г. Белинский

 

Всякий, кому будет принадлежать честь дальнейшего развития русского репертуара, неминуемо должен будет пройти под творческой аркой Горького после того, как минует он улицы и площади Гоголя, Островского и Чехова.

Л. Леонов

 

Театр ничуть не безделица и вовсе не пустая вещь… Эта такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра.

Н. В. Гоголь.

 

Актёру история не сплетает венков.

Ф. Шиллер.

 

Театр не есть страна реального. В ней картонные деревья, полотняные дворцы, тряпичное небо, стеклянные бриллианты, поддельное золото, румяна на щеках, солнце, выходящее из земли. Театр в то же время есть страна настоящего: на сцене человеческие сердца, за кулисами человеческие сердца и в зрительном зале – человеческие сердца.

В. Гюго.

 

Всю жизнь я был пришиблен любовью к актёру

В. И. Немирович-Данченко

 

Театр – это актёр, хотя бы ведущая роль принадлежала драматургу, и театральное искусство есть прежде всего актёрское искусство.

В. И. Немирович-Данченко

 

Всякий другой художник может творить только когда им владеет вдохновение. Но художник сцены должен сам владеть вдохновением и уметь вызывать его тогда, когда оно значится на афише спектакля.

К. С. Станиславский

 

Если бы смысл театра был только в развлекательном зрелище, быть может, и не стоило бы класть в него столько труда. Но театр есть искусство отражать жизнь.

К. С. Станиславский

 

Более чем трёхвековая история русского театра – неотъемлемая часть национальной культуры прошлого, давшей миру признанные образцы высокого художественного и нравственного подвига её безымянных и известных творцов.

(Из кн.: Кузьмин А. И. У истоков русского театра: книга для учащихся. – Москва, 1984. – С.3.)

б) Цитаты из Интернета

Грубые заурядные умы выносят из чтения лишь бледное, незначительное удовольствие. Театр, напротив, изображает все, ничего не оставляя воображению: вот почему он вполне удовлетворяет большинство.

Анатоль Франс

 

Что же такое театр? О, это истинный храм искусства!

Виссарион Белинский

 

Поклоны — составная часть спектакля. От кометы в руках зрителя должен остаться хвост.

Майя Плисецкая

 

Для детей нужно играть так же, как для взрослых, только еще лучше.

Константин Станиславский

 

Театр есть искусство отражать.

Константин Станиславский

 

Театр не отображающее зеркало, а — увеличивающее стекло.

Владимир Маяковский

 

У театра великая будущность, как у всего, что имело великое прошлое.

Карел Чапек

 

Весь мир — театр, мы все — актеры поневоле,

Всесильная Судьба распределяет роли,

И небеса следят за нашею игрой!

Пьер де Ронсар

 

Я не знаю профессии, которая требовала бы более изысканных форм и более чистых нравов, чем театр.

Дени Дидро

 

Театр поучает так, как этого не сделать толстой книге.

Вольтер

 

Разумный актер никогда не выдвинет свою роль, где это не является необходимым, в ущерб другим ролям.

Готхольд Эфраим Лессинг

 

Как далеко актеру, который только понимает какое-нибудь место, до актера, который в то же время переживает его!

Готхольд Эфраим Лессинг

 

Для хороших актеров нет дурных ролей.

Иоганн Фридрих Шиллер

 

Пороки, злоупотребления, — они не меняются, но перевоплощаются в тысячи форм, надевая маску господствующих нравов; сорвать с них эту маску и показать их в неприкрытом виде — вот благородная задача человека, посвятившего себя театру.

Пьер Огюстен Бомарше

 

На сцене человек должен быть на ступеньку выше, чем в жизни.

Карл Людвиг Берне

 

Актер в обыденной жизни должен помнить, что он будет публично выступать в художественном зрелище.

Иоганн Вольфганг Гёте

 

Все то, что чувствует наша душа в виде смутных, неясных ощущений, театр преподносит нам в громких словах и ярких образах, сила которых поражает нас.

Иоганн Фридрих Шиллер

 

Театр наказует тысячи пороков, оставляемых судом без наказания, и рекомендует тысячи добродетелей, о которых умалчивает закон. Театр вытаскивает обман и ложь из их кривых лабиринтов и показывает дневному свету их ужасную наружность. Театр развертывает перед нами панораму человеческих страданий. Театр искусственно вводит в сферу чужих бедствий и за мгновенное страдание награждает нас сладостными слезами и роскошным приростом мужества и опыта.

Иоганн Фридрих Шиллер

 

Мы никогда не должны забывать, что театральные подмостки служат всенародной школой.

Карло Гоцци

 

Театр — высшая инстанция для решения жизненных вопросов.

Александр Иванович Герцен

 

Сценичность я понимаю совсем не в нагромождении эффектов, а в том, чтобы происходящее на сцене трогало и вызывало сердечное участие зрителей.

Петр Ильич Чайковский

 

Играй так, чтобы я не видел, что заучено.

Михаил Семенович Щепкин

 

Театр для актера — храм. Это его святилище! Твоя жизнь, твоя честь — все принадлежит бесповоротно сцене, которой ты отдал себя. Твоя судьба зависит от этих подмостков. Относись с уважением к этому храму и заставь уважать его других, священнодействуй или убирайся вон.

Михаил Семенович Щепкин

 

Сценическое искусство подобно искусству портретиста: оно должно обрисовывать характеры.

Шарль Гуно

 

Нельзя достаточно объяснить публике, сколько усилий, сколько скрытой работы заключается в искусстве актера, с виду столь доступном и легком.

Альфонс Доде

 

Истинный артист создает, даже копируя.

Джон Леббок

 

Качество пьесы — это качество ее идей.

Джордж Бернард Шоу

 

Актера нельзя воспитать и обучить, если не воспитать в нем человека.

Мария Николаевна Ермолова

 

Скучен театр, когда на сцене видишь не людей, а актеров.

Василий Осипович Ключевский

 

Тот режиссер, который не видит всего лица спектакля, не имеет права прийти к актерам.

Всеволод Эмильевич Мейерхольд

 

Если театр посвящает себя исключительно классическому репертуару и совсем не отражает в себе современной жизни, то он рискует скоро стать академически-мертвым.

Владимир Иванович Немирович-Данченко

 

Актер должен научиться трудное сделать привычным, привычное легким и легкое прекрасным. 

Константин Сергеевич Станиславский

 

Актер прежде всего должен быть культурным и понимать, уметь дотягиваться до гениев литературы.

Константин Сергеевич Станиславский

 

Героическая эпоха нашей жизни требует и актера другого. В каждом артисте, слуге своего государства, любящем сыне своей Родины, должна быть та сила отрешения от личного, которая учит подниматься к героическому напряжению духа.

Константин Сергеевич Станиславский

 

Единственный царь и владыка сцены — талантливый артист.

Константин Сергеевич Станиславский

 

Никогда не забывайте, что театр живет не блеском огней, роскошью декораций и костюмов, эффектными мизансценами, а идеями драматурга. Изъян в идее пьесы нельзя ничем закрыть. Никакая театральная мишура не поможет.

Константин Сергеевич Станиславский

 

Красиво не то, что по-театральному ослепляет и дурманит зрителя. Красиво то, что возвышает жизнь человеческого духа на сцене и со сцены, то есть чувства и мысли артистов и зрителей.

Константин Сергеевич Станиславский

 

Хороший актер может, как мне представляется, прекрасно сыграть самые глупые вещи и тем усилить их вредное влияние.

Лев Николаевич Толстой

 

Велик тот артист, который зрителей заставляет забыть о деталях.

Сара Бернар

 

Театр должен просвещать ум. Он должен наполнять светом наш мозг… Пусть же учат народ видеть вещи, людей, самого себя и ясно судить обо всем этом. Радость, сила и просвещение — вот три условия народного театра.

Ромен Роллан

 

Сценарии театральных спектаклей неосознанно основываются на жизненных сценариях.

Эрик Берн

 

“Театр — это не кино, не эстрада, не телевидение. Театр — это не рассказ о любви, это она сама — любовь”.

Е. Леонов

 

“Чтобы театр мог воздействовать на жизнь, он должен быть сильнее, интенсивнее повседневной жизни”.

Ф. Кафка

 

«Театр - школа жизни. Его воспитательное значение гораздо шире, чем действие книги».

О. Галахова

 

 

 Библиотека и театр

Библиотека плюс театр — замечательное содружество, способное приносить плоды в области развивающего чтения детей, подростков, да и взрослых читателей. Библиотеки вот уже много веков самозабвенно играют в эту волшебную игру - театр. Не случайно еще А.С. Пушкин восклицал: «Театр - это волшебный край!»

Интерес к чтению, даже когда он и падает в условиях широкого освоения обществом электронных технологий, способен повыситься через зрелищные формы работы. Одной из таких форм, несомненно, является театрализация, с помощью которой литературное произведение приобретает новое качествоВлюбить читателей в литературу, поэзию, помочь сформировать художественный вкус, содействовать развитию творческих способностей, привить потребность в познании прекрасного - вот задачи, которые должна решать библиотека.

Один из способов популяризации чтения в библиотеках – организация Театра книги, цель которого через игровые театрализованные формы работы поднять престиж чтения среди различных категорий населения и, в первую очередь, детей и юношества.

С помощью театрализации литературное произведение приобретает новое качество — характеры, конфликты получают воплощение в живых лицах, поступках. Данное художественное зрелище непосредственно протекает на глазах у читателей — зрителей, оставляет неизгладимые впечатления на всю оставшуюся жизнь, и в итоге способствует активизации процессов чтения художественной литературы.

Всплеск интереса к театрализации в библиотеках России пришелся на 20-е годы XX века. Советские библиотекари тех лет широко использовали ее в целях пропаганды книги и руководства чтением рабочих и крестьян, устраивая, например, «похороны» контрреволюционных и вредных книг, книжные карнавалы.

Условно все формы театрализации (кукольной и драматической) в библиотеке можно разделить на три вида:

• театрализованные представления, в которых актерами выступают сами

библиотекари;

• театрализованные представления, в которых в действие вовлекаются зрители;

• театральные кружки, в которых в роли актеров выступают читатели.

Театрализованное представление, с актерами-библиотекарями, представляет собой действие, в котором предполагается четкое разделение на сцену и зал. В зависимости от темы, задач и возраста слушателей формы театрализованных представлений могут быть различны.

Как правило, в форме литературно-музыкальных композиций и тематических вечеров проходят мероприятия, посвященные историко-политическим датам,общественным событиям, творчеству поэта, художника, писателя, известного деятеля. Для них разрабатывается специальный сценарий.Театрализация в таких мероприятиях может заключаться в участии одного-двух персонажей, в костюме ведущего, в использовании декораций или бутафорских предметов, помогающих создать соответствующую атмосферу.

В последние годы библиотекари все чаще устраивают игровые театрализованные представления, в которых к активному сотворчеству привлекаются и зрители. Игровое театрализованное представление имеет множество форм проявления.

Среди наиболее популярных - театрализованные литературные праздники. В их основе лежит пьеса, специально написанная для мероприятия, в которую включаются игры или игровые эпизоды со зрителями.

В сценарии должны быть заложены разнообразные приемы активизации аудитории: речевки, загадки с хоровыми ответами, физминутки, песни, танцы.

Как показывает практика, самой активной формой театрализации в библиотеке являются театральные кружки. Занятия, в основе которых лежит театрализация, - это прекрасная возможность «оживить книгу», вызвать у зрителей непосредственную эмоциональную реакцию (радость, сопереживание) и, конечно, - желание прочитать книгу.

Театрализованная форма обслуживания читателей в любой библиотеке работает на перспективу, потому что, во-первых, библиотекари заботятся о репутации нескучного мероприятия, что способно увеличить объемы читательской активности, во-вторых, популяризируя то или иное произведение, библиотека в каждом новом поколении воспроизводит талантливейшие образцы «высокой» культуры, при этом привнося театрализацией что-то свежее, тем самым активно включая личность в юношеском и детском возрасте в процесс инкультурации, т.е. процесс освоения, как общечеловеческих ценностей, так и родной культуры.

Источник

 

 

 

 

 

 

 

Поиск
Наш новый сайт
Меры поддержки
Онлайн-марафон
НП "Культура"
Госуслуги
Независимая оценка

Copyright MyCorp © 2024
Сайт управляется системой uCoz >